Исторические факты о клининге в России и других странах
Знаете ли вы?
9.04.1699 года император Петр I огласил указ «О соблюдении чистоты в Москве». Согласно новому документу, те, кто выбрасывал мусор на мостовую, должны были быть наказаны. Хорошее правило, которое не мешало бы вспомнить и сегодня.
Еще в 11-14 столетиях появились первые прототипы канализации – подземные каналы для удаления грязных вод (Новгород, Москва).
Но быстрое градостроительство продемонстрировало, что подобные системы несовершенны и не справляются с ростом населения и, соответственно, увеличением канализационных вод. Бактерии и вирусы кишели в каналах, что создавало идеальные условия для распространения инфекции и появления эпидемий. Из-за этого в конце 13 столетия третья часть москвичей стали жертвами чумы.
После императорского указа приняли решение о разработке проекта новой, более современной и надежной канализации, а на улицах появились первые мусорные вазы. Боязнь попасть под санкции заставила горожан следить за своим поведением и убирать не только дома, но и за его пределами.
Услуги по уборке или клининг (англ. cleaning – чистка, уборка) подразумевают полный спектр действий по устранению загрязнений, уходу за коврами, мягкой мебелью, напольными и настенными покрытиями и текущим поддержанием порядка в домах, постройках и дворовых территориях, которые оказываются профессиональными работниками.
Клининг появился в России в 90-х гг. Для отечественного населения профессиональная уборка оказалась необычной, новаторской сферой экономики, хотя в западных странах подобными услугами пользуются уже свыше 100 лет. Если обратиться к официальной литературе («Справочник по уборке помещений», В. Лутц и Р. Штенбергер), можно узнать, что профессия «уборщик помещений» была выделена в Европе в 1934 г. Но прототипы клининговых компаний появились намного раньше. Первые упоминания о таких организациях появились в 17 в. после 30-летней войны (Германия), когда люди, чтобы подработать, закупали щетки и метлы, собирались небольшими компаниями и ездили на повозках, предлагая вымыть фасады зданий, стены, кареты и т.д.
Организации, специализирующиеся на клининге, в нашей стране появились в Москве и Санкт-Петербурге. Привезли их западные компании, точнее, их филиалы, которых не устраивала стандартная уборщица с ведром и тряпкой.
На западе давно сложилась четкая система организации работы. Все обязанности, которые не являются профильными, лучше передать тем компаниям, которые специализируются на них, по принципу аутсорсинга. По мере расширения рынка РФ в числе постоянных клиентов клининговых компаний стали появляться и отечественные организации. Вначале владельцы крупных бизнес-центров, нефтяники, банкиры, потом торговые центры, транспортные коммуникации и многие другие. А совсем недавно клининг стал актуальным и для отделов ЖКХ.
Качество исполнения, скорость и объемы клининга зданий влияют на возможность нормальной жизни населения, безопасность окружающей среды, санитарное состояние отдельных домов и городов целиком. Благодаря постоянной, регулярной уборке можно реже делать капитальный ремонт, увеличить срок эксплуатации в целом, гарантировать защиту от инфекции, что в конечном счете позволяет сэкономить значительные суммы.
Резкий рост строительной отрасли, появление новых многоэтажек, заводов, фабрик привело к производству новых покрытий, отделочных панелей, за которыми нужно следить и ухаживать. Увеличение числа автомобилей, развитие промышленности одновременно увеличило и загрязнение атмосферы, а вместе с ним химические осадки, пыль и прочие негативные последствия. Специфические загрязнения вредят отделочным материалам, особенно на основе полимеров.
Первым представителям клининговых компаний приходилось нелегко. Нужно было показать будущим клиентам все плюсы собственных услуг, объяснить, почему лучше обращаться к специалистам, продемонстрировать на практике и дать гарантии. Сегодня преимущества аутсорсинга стали очевидны. Постоянно увеличивается количество клиентов, положительных отзывов и рекомендаций. Профессиональной уборкой пользуются теперь и государственные компании. А выбирать специалистов предпочитают при помощи тендеров и конкурсов на клининг – лучшее соотношение цены и качества.
Кризис, грянувший в конце 90-х, значительно повлиял на клининговую отрасль. Снижение доходности, возникновение массы компаний, сбивающих цены, масштабные увольнения и освободившаяся рабочая сила привели к тому, что большая часть компаний, занимающихся уборкой, самоликвидировалась. Но несмотря на это, сильные игроки остались и продолжают совершенствоваться.
Сейчас ориентировочная рентабельность при условии работы на стационарных зданиях находится в диапазоне 5-15%. Но нужно сделать оговорку на то, что рентабельность разовых заказов, как правило, значительно превышает стандартную работу на стационарной недвижимости.
Одним из важных моментов, который влияет на развитие рынка услуг профессиональной уборки, является быстрое и крупное строительство объектов офисной и торговой направленности. Согласно информации, предоставленной агентством DISCOVERY Research Group, скорость развития клинингового сегмента рынка составляет около 30-40% в год. Услуги пользуются высоким спросом, причем по всей территории РФ, а не только в европейской части. Клиентская сеть распространяется на Урал, в Сибирь и т.д. Качественная, быстрая и регулярная уборка необходима, и в этом постепенно убеждаются не только крупные организации, но и частные лица.